Практические примеры.
Пример 1.
Постановка задачи.
Написать программу, которая выводит на экран таблицу умножения.
Код реализации.
#include <iostream>
using namespace std;
void main ()
{
for(int i=1;i<10;i++)
{
for(int j=0;j<10;j++)
{
cout<<i*j<<"\t";
}
cout<<"\n\n";
}
}
|
Комментарий к коду.
1. Управляющие переменные внешнего и внутреннего циклов осуществляют функции
множителей.
2. Управляющая переменная i создается и инициализируется значением 1.
3. Программа проверяет условие i<10, так как 1 меньше 10 условие является
истинным и программа входит во внешний цикл.
4. Управляющая переменная j создается и инициализируется значением 1.
5. Программа проверяет условие j<10, так как 1 меньше 10 условие является
истинным и программа входит во внутренний цикл.
6. Осуществляется показ на экран произведения i на j - 1
7. Осуществляется изменение управляющей переменной j.
8. Снова проверяется условие j<10, так как 2 меньше 10 условие является
истинным и программа снова входит во внутренний цикл.
6. Осуществляется показ на экран произведения i на j - 2
7. Осуществляется изменение управляющей переменной j.
. . .
Действия с 5 по 7 повторяются до тех пор пока j не становится равно 10, при
этом текущее значение i (1) умножается на каждое значение j (от 1 до 9
включительно), результат показывается на экран. Получается строка таблицы
умножения на 1.
Затем программа выходит из внутреннего цикла и переводит экранный курсор на
две строки вниз. После этого, осуществляется увеличение переменной i на единицу
и снова вход во внутренний цикл. Теперь уже для вывода цепочки умножения на
2.
Таким образом, в конце концов на экране появляется вся таблица умножения.
Пример 2.
Постановка задачи.
Вывести на экран прямоугольник из символов 20 на 20.
Код реализации.
#include <iostream>
using namespace std;
void main(){
int str;
int star_count;
int length=20;
str=1;
while(str<=length)
{
star_count=1;
while(star_count<=length)
{
cout<<"*";
star_count++;
}
cout<<"\n";
str++;
}
}
|
Комментарий к коду.
1. Управляющая переменная внешнего цикла - str контролирует количество строк
в прямоугольнике.
2. Управляющая переменная внутреннего цикла - star_count контролирует
количество символов в каждой строке.
3. length - длина стороны прямоугольника
4. После отрисовки каждой строки, во внешнем цикле осуществляется переход на
следующую строчку прямоугольника.
Примечание: Обратите внимания, что несмотря на
то, что количество строк соответствует количеству символов в строке - на экране
не квадрат!!! Это связано с тем, что высота и ширина символа разные.